Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




27.06.2011


Лето. Отпуск. Идём в кино


«Король говорит!» – фильм, обеспечивающий адаптацию педагогов к жизни в отпуске

Позади сложный учебный год. В нём были интересная работа со всё более интересными детьми, подведение итогов Года Учителя, апробация стандартов в начальной школе и федеральных государственных требований в дошкольном образовании, обсуждение стандарта среднего образования, нового закона «Об образовании», единой концепции и некоторых макетов специального ФГОС, очередные проблемы с ЕГЭ… Ожидания, ожидаемые события… Не всего дождались, так ведь и не последний год работаем.

Что впереди? Нет, я не о том, что будет первого сентября. Об этом мы подумаем, руководствуясь мудростью Скарлетт О’Хара, ближе к осени. Впереди – долгожданный отпуск. И для большинства – возможность наверстать упущенное: кто-то дописывает – дошлифовывает отчёты и программы, кто-то разгребает «домашние завалы», приводя в порядок всё то, до чего не доходили руки в течение года. В последнее десятилетие врачи и психологи отмечают всплеск заболеваемости россиян в первую неделю отпуска: и силы на исходе, и психологически уже на отпуск настроились, но опять – очередной прорыв, штурм, атака... И опять цейтнот – ну никак всё запланированное не сделать.

А может, стоит применить и к себе профессиональные знания, наконец? Ведь известно: любое изменение протекает более успешно, если обеспечен период адаптации: помощь, щадящий режим. Теперь-то в отпуске можно позволить себе наверстать упущенное – почитать, посмотреть кино. И не только на профессиональные темы.

Фильм «Король говорит!» (в подлиннике «Королевская речь») – о «логопедической работе по преодолению заикания». Так что мягкую адаптацию к отпуску обеспечивает. Только эта внешняя фабула содержания не исчерпывает.

Я узнала о фильме случайно при обсуждении профессиональных проблем. Месяц мне потребовался для того, чтобы выкроить время – это полноценный художественный фильм (Великобритания – Австралия, 2010), идёт 2 часа. Смотрела on-line здесь (всё очень просто). Уже после просмотра обнаружила, что он многократный номинант международных кинофестивалей с высокой окупаемостью (при производственном бюджете в $15 млн. к 15 апреля 2011 года уже собрал свыше $400 млн.). Но для меня всё это совершенно не значимо.

Главное – что это очень хорошо сделанный художественный фильм, не только обозначающий, но и разворачивающий много взаимосвязанных и взаимоубославливающих тем. Совпадение ли, закономерность ли – но большинство из них мы активно обсуждали в этом учебном году на конференциях и семинарах: об отношении родителей к детям и их проблемам; о соотношении образования, профессиональной компетентности и педагогического мастерства, переходящего в искусство; о том, что в процессе взаимодействия обязательно меняется не только обучаемый, но и обучающий; о семейных отношениях (слоган фильма «Если Бог не может помочь королю, то королева поворачивается к тому, кто может помочь»); об отношении к жизни; дружбе; о понимании патриотизма и вариантах определения жизненных приоритетов. Только всё это не в лоб, не по пунктикам программ разложено, а так, как это в жизни бывает – в комплексе, и через развитие художественных образов. И потому глубокое содержание подаётся зрителю легко и просто.

А вообще-то это историческая драма, основанная на реальных событиях тридцатых годов двадцатого века, где живут реальные люди. Но историчность (я не поклонница этого жанра) совершенно не влияет на восприятие смысла картины, отличающейся человечностью (этого и в кино, и в жизни давно не хватает), чисто английским изяществом, тонкостью и деликатностью. И саундреки соответствующие: Бетховен, Моцарт, Александр Депла́ (один из самых востребованных сегодня) – поддерживают атмосферу вневременных ценностей.

Это кино не только про преодоление физического недуга. Это фильм про победу: над страхом, собственными комплексами, человеческими предубеждениями (и над фашизмом – в перспективе).

И потому он полезен не только педагогам в отпуске, но и родителям – как маячок, обозначающий границы требовательности и меру ответственности, и студентам, определяющим свою профессиональную и личностную позицию.

Совсем не хочется думать про политическое значение картины: говорят, британская монархия не лучшие дни переживает, а тот образ короля (папы действующей Елизаветы), который развивается перед нами, конечно, подарок неоценимый. Англия далеко, но вот общенациональный призыв «Боже, помоги королю!» у меня белую зависть вызывает (как и признание на высшем уровне и во всеуслышание заслуг рядового необученного логопеда).


И ещё одно, чем «цепляет» «Король говорит!» – это признание значения слова, правильной речи, способности общаться как безусловных ценностей, обеспечивающих сохранение традиций, культуры, мира. В ситуации, когда, по словам одного из разработчиков ФГОС, грамотная речь является только признаком общей культуры, такая художественная демонстрация подчёркивает – не признаком, а условием сохранения культуры. Впервые в жизни мне захотелось пересмотреть фильм без дубляжа – и оно того стоило, хотя «иностранный» я учила в советской школе со всеми вытекающими. В российском варианте герои мне показались более сдержанными, в соответствии с нашим пониманием чопорных англичан. А вот в первоисточнике страсти кипят.


И вот какой вопрос возник у меня: почему два великих народа в тяжёлые времена (американцы – в период великой депрессии, британцы – накануне мировой войны) объединились – и не просто выстояли, а нашли, как принято сегодня говорить, свой вектор развития – вокруг правителей, которых сегодня бы назвали «с ограниченными возможностями»?






© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru